Подготовка детейдошкольного возраста к обучению грамоте
-
Успешность обученияребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.
-
Термин «грамота» означает«чтение и письмо», соответственно подготовка к обучению грамоте – этоподготовка к освоению навыка чтения и письма.
-
Обучение чтению и письму– не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать всенеобходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать иписать. Ключевым словом для дошкольного образования будет именно «начал», а ненаучился.
-
Важно, чтобы у ребенка к7 годам была сформирована звуковая сторона речи, т.е. ребенок должен владетьправильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих,шипящих, соноров).
-
Основой в процессеобучения грамоте является формирование у дошкольников ориентировки в звуковойсистеме языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядкаследования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основныхкачественных его характеристик.
-
Методикой по подготовке к обучению грамоте дошкольников рекомендуетсяназывать буквы их звуковым обозначением:п, б, к, с, м…. Это значительно облегчает детям овладение навыкомчтения.
-
У детей с нарушениямиречи фонематические процессы снижены, поэтому они испытывают значительныетрудности при обучении грамоте. Дети данной категории допускают ошибки привыделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяютгласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога,трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук частовоспринимается детьми с речевыми нарушениями не как самостоятельный звук, а какоттенок согласного.
-
Дети с нарушениями речипри обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают,допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное.
-
Разложение слова насоставляющие его звуки представляет собой сложную психическую деятельность,которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специальноорганизованной работы.
Существует определенный алгоритм при формировании фонематического слуха и навыковзвукового анализа и синтеза у ребенка:
-
Выделение гласного звукаиз начала и конца слова в ударной позиции (Аня, утка, коты, мука, кино).
-
Умение запоминатьсочетания из 2-3 гласных звуков (АУИ) и проводить анализ (какой звук попорядку: 1, 2, 3-ий?).
-
Выделение первого ипоследнего согласного звука в слове типа паук, кот, мак.
-
Анализ обратного ипрямого слога (количество звуков и их место в сочетании) АП, АМ и т.д.
-
Определение наличиязвука в слове и его позиции: звук находится в начале, в середине, в концеслова.
-
Умение подбиратьпредметные картинки и слова на заданный звук.
-
Выделение гласного звукав положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа СА, СО, СУ(Сколько звуков в слоге, какой звук первый, какой звук второй).
-
Анализ и синтезодносложных слов ЛАК, РОТ (Сколько звуков в слове, назови 1, 2, 3-ий звук в слове).
-
Преобразование словпутем замены первых звуков (лак – бак, бог – рог).
-
Составление схем слогови односложных слов (Работа с символами звуков).
-
Анализ и синтез слов издвух прямых слогов, типа ЛАПА (Сколько звуков в слове, определить 1, 2, 3, 4-ыйзвук).
-
Составление схем дву-трехсложных слов со стечением согласных звуков (стакан, трубка).
-
Умение определятьколичество слогов в слове.
-
Умение определятьколичество слов в предложении (предложение из 2-4 слов).
Основные задачи по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста
-
Постановка,автоматизация и дифференциация отсутствующих или искаженно произносимых звуковречи.
-
Развитие фонематическоговосприятия и фонематического контроля за речью, сознательного восприятия речи,смысловых и звуковых дифференцировок.
-
Формирование навыковзвукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности.
-
Формирование уменияхарактеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный, твердый – мягкийсогласный, звонкий – глухой согласный звук.
-
Закрепление произношенияслов различной слоговой сложности.
-
Обучение детейосмысленному чтению слов, словосочетаний и предложений.
-
Формирование навыкаанализа предложения с предлогами различной сложности.
-
Усвоение терминов«Слог», «Слово», «Звук», «Предложение».
-
Расширение словарногозапаса по лексическим темам.
-
Совершенствованиеграмматического строя речи, практическое овладение сложными формамисловоизменения и способами словообразования.
-
Закрепление навыкасвязного, последовательного, выразительного пересказа литературныхпроизведений.
-
Развитие умениясоставлять сложные сюжетные рассказы, рассказы из собственного опыта.
-
Развитие внимания и произвольногозапоминания, памяти, познавательной активности, способности к переключению,контроля и самоконтроля за речью, произвольной деятельности.
Для родителей, у которых естьжелание самостоятельно организовывать занятия по подготовке к обучению грамоте,предлагаю рабочие листы по закреплению звуков и знакомству с буквами.
Уважаемые родители,помните:
-
Звуки мы слышим и произносим!
-
Буквы мы пишем и читаем!
-
Звуки бывают гласными и согласными.
-
Гласные звуки можно петь голосом, при это воздух,выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотивзнакомой песенки).
-
Согласные звуки-звуки, которые нельзя петь, т.к.воздух, выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду в виде губ,зубов, нёба.
-
Гласных звуков шесть: А, О, У, Ы, И, Э.
-
Гласных букв десять: А, О, У, Ы, И, Э-соответствуют звукам, и четыре йотированные Е, Ё, Ю, Я, которые обозначают по2 звука Е-йэ. Ё-йо, Я-йа, Ю-йу.
-
Гласные звуки на схеме обозначаются краснымцветом.
-
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухойзвук образуется без участия голосовых складом. Детям мы объясняем, что когдапроизносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голосзвенит (Положить руку на горло или закрыть уши руками, произнести звук и почувствоватьработу голосовых складок). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б,В, Г, Д, Ж, З, Й, М, Н, Р. Глухие звуки обозначаем перечеркнутым колокольчиком:К, П, С, Т, Ф. Х, Ч, Ц, Ш, Щ.
-
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
-
Всегда твердые согласные: Ц, Ш, Ж.
-
Всегда мягкие согласные: Щ, Ч, Й.
-
Твердые согласные звуки на схеме обозначаютсясиним цветом.
-
Мягкие согласные звуки на схеме обозначаютсязеленым цветом.