Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
В возрасте двух-трех лет постепенно уменьшается непроизвольное подражание.
Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции – это и другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова оценки взрослых.
Особое место занимают социальные эмоции.
Появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т.д.
Речены негативных эмоций в этом возрасте в основном связаны с физическим состоянием – упал или ушибся, плачет, голодный, не выспался, царапается шерстяной свитер, давит тесная обувь, хнычет, капризничает, как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается.
Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури.
В этом возрасте появляются первые страхи – страх темноты, страх собак, чудовищ и т.д.
У ребенка формируется образ «я», знания о себе, девочка или мальчик – я хороший, я большой, складывается отношение к себе, ребенок испытывает гордость за собственные
достижения.
Появляется эмоция стыда, ребенок боится потерять положительное мнение о себе, у него обостренные чувства собственного достоинства, которое проявляется в повышенной
чувствительности, признание его успехов со стороны взрослого.
Возникает интенсивное развитие ситуативной деловой формы общения со взрослыми. Это приводит к изменению в взаимоотношениях со взрослыми. Возникает деловое практическое сотрудничество.
Продолжается развитие эмоционально практической формы общения со сверстниками. Возникает сотрудничество со сверстниками, характерно игра рядом, но не вместе.
Формируются детские коллективы, хотя они еще немногочисленные и непостоянные.
Дети тяжело переживают, если их надолго открывают от близких. Они по-прежнему нуждаются в ласке, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.
В концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок взрослый.
Перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направлено на расширение самостоятельности.
Детям свойственная импульсивность поведения. Они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правила поведения. Хочется подчинять свои желания и необходимости контролировать свои и чужие поступки.
На данном этапе жизни основная роль взрослых в социально — коммуникативном развитии – это предотвращение кризиса трех лет. Ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценку своих действий.
Похвала вызывают радость, усиливает активность малыша, улучшает отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка.
Может привести даже к прекращению деятельности. С другой стороны, усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Основной целью социально-коммуникативного развития является своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общим культурным традициям в семье и государстве в целом.
Конечная цель – социализация ребенка.
Образовательные область социально-коммуникативного развития реализуются в четырех направлениях.
— Развитие игровой деятельности.
— Трудовое воспитание.
— Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
— Нравственно-патриотическое воспитание.
Игра — не развлечения, а ведущая деятельности дошкольников.
В условиях реализации дошкольного образования игра становится особой формой социализации ребенка. Именно в игре дети проходят школу социальных отношений,
в которой моделируется форма поведения ребенка. Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Задача взрослых – помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Существует классификация игр.
Рассмотрим задачи и приведем примеры каждой из них.
Сюжетно-ролевые игры.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения. Учить связывать сюжетные действия с роли. Формировать умения, выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного
объекта на другой. Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий,
объединенных одной сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры. Использовать предметы заместителями.
Под предметами заместителями мы понимаем любую вещь, предмет, не имеющую игрового назначения, который используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации.
Например, карандаш – это градусник.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе со взрослым в подвижные игры с простым содержанием. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения: ходьба, бег, бросание и катание мяча.
Театрализованные игры.
Побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем. Расширение контактов со взрослом. Побуждать детей отзываться на игры действия со звуками живой и неживой природы. Например, игра «Угадай по звуку».
Подражать движениями животных и птиц под музыку.
Способствовать проявление самостоятельности, активности
в игре с персонажами и игрушками.
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.Учить собирать пирамидку, башенку из 5-8 колец разной величины. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур геометрической мозаики — круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Составлять целое из четырех частей. Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков: цвет, форма, величина.
Дидактические игры на развитие внимания и памяти «Чего не стало?», слуховой дифференциации – «Что звучит?» На развитие тактильных ощущений, температурных различий. На развитие мелкой моторики руки, игрушки с пуговицами, крючками, магнитами, прищепками, молниями, шнуровкой и так далее.
Трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у детей сосредоточенность, наблюдательность, сообразительность, память, внимания, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Необходимо формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. Формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду, Приучать к опрятности.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, уголке, по окончанию игр, расставлять игровой материал по местам.
Развивать умения совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы и салфетницы.
Воспитывать интерес к труду взрослых.
Поддерживать желание помогать взрослым.
Формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе их желания познавать окружающий мир, используя их любознательность, наглядно образное мышление и непосредственность восприятия.
Знакомить с элементарными правилами поведения.
Играть с детей, не мешая им и не причиняя боль.
Не разговаривать и не брать предметы и угощения у незнакомых людей.
Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы.
Никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос. Это опасно.
Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении.
Быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила.
С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения. Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме дорожного движение. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения. Автомобиль ездит по дороге, в проезжей части. Светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. На красный свет светофора нужно стоять.
На зеленый двигаться. Переходить в улицу можно только со взрослом, крепко держать за руку. Рассказывать дети, что по дороге ездят различные автомобили. Введет автомобиль-водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад. Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе. В автобусе дети могут ездить только со взрослыми. Разговаривать нужно спокойно, не мешая другим. Слушаться взрослых.
Формировать элементарные представления о правильны х способах взаимодействия с растениями и животными. Рассматривать растения, не нанося им вред. Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда. Кормить животных только с разрешения взрослых.
Объяснять детям, что рвать растения и есть их нельзя.
Нравственно-патриотическое воспитание.
Нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к родному дому, семье, природе родного края, родине, к защитникам отечества, государственной символики, традициям государства. Формирование предпосылок нравственно-патриотического
воспитания детей ранее у возраста осуществляется через знакомство с семьей
Любовь маленького ребенка к родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушки, бабушки– это корни, которые связывают его с родным дому и ближайшим окружением. А пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное
значение в становлении личности ребенка. В данный период необходимо сформировать у детей представление о себе, о членах семьи и учить детей правильно называть членов семьи. Развивать семейное творчество.
Вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание семейных фотографий.
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к близким людям.
Способствовать накоплению опыта, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствия. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что
взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательные отношения к грубости, жадности.
Продолжать формировать умение, здороваться и прощаться по напоминанию взрослого.
Излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «Спасибо» и «пожалуйста», воспитывать внимательные отношения и любовь к родителям и близким людям.
До встречи!