Рейтинг: 0
Создана: 5 лет назад
Владелец: Администратор

Блог педагога-психолога

Основная информация

Стена группы

Загрузка...

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАТАМИ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Родительские чаты – это требование времени и особенно в настоящей эпидемиологической обстановке. Однако бывает такое, что люди, которые в реальной жизни казались позитивными, в переписке превращаются в спамеров, критиков и хейтеров, с которыми хочется прекратить общение. Чтобы не попасться на уловки вредных собеседников, а также самому не превратиться в объект ненависти со стороны других родителей, мы предлагаем Вам кодекс поведения участников родительского чата. Эти правила помогут вам сориентироваться, как вести себя в переписке и не конфликтовать с родителями одногруппников вашего ребенка.

Правило № 1: не спамить.Это первое и главное правило любого чата.

К спаму относятся:

  • поздравительные открытки на праздники (некоторые сбрасывают в чат сразу по несколько картинок — не делайте так!)
  • сообщения с просьбой о помощи бездомным котятам, собакам, погорельцам (если это не вы подобрали этих несчастных или лично не знакомы с пострадавшими, оставьте идею распространить эту информацию, она может оказаться фейковой)
  • рекламная информация, как правило, про игрушки, книги и т.д.

Если вы действительно считаете информацию важной, сначала найдите ее первоисточник, проверьте ее достоверность и только потом делитесь ей с остальными. Сообщения, которые родители отправляют в чат группы «на всякий случай», только создают лишний шум.

Если без таких сообщений не обойтись, можно завести отдельный чат — болталку, где можно делиться объявлениями и другой информацией, которую кто-то из участников переписки счел полезной. Основной чат служит для официальных сообщений от педагогов (изменения в работе дошкольного учреждения, группы и так далее) и обсуждения важных вопросов между родителями.

Правило № 2: не присылать миллионы смайликов

Это можно было бы оставить в разделе «Не спамить», но мы решили вынести его в отдельный пункт, зная, что некоторые родители так пристрастились к использованию смайликов и стикеров в сообщениях, что заменяют ими реальные слова. Проблема в том, что не во всех телефонах одинаковый набор смайлов и эмоций.Поэтому не все смогут понять смысл сообщения, когда увидят на своих экранах вместо рожиц прямоугольные окошки или неправильно.

Правило № 3: не отправлять каждое новое слово отдельным сообщением. Это раздражает. Телефон вибрирует, на экране появляются уведомления: сначала 3, потом 10, 15… Вы думаете, что в чате идет оживленная переписка, а когда заходите в него, обнаруживаете, что кому-то из родителей было лень сформулировать вопрос сразу и отправить его одним сообщением, и он разбил его на части. Не делайте этого никогда! И тогда вас не будет тайно ненавидеть весь чат.

Правило № 4: не отправлять голосовые сообщения. Отправляя голосовые сообщения группе, вы ставите этих людей в неудобное положение. Да, в мессенджерах есть функция, позволяющая послушать аудио, поднеся телефон к уху. Но для этого надо сильно отвлечься от текущих дел, в идеале — найти тихое место… Это первое. Второе — не все хотят слышать ваш голос и заряжаться вашим настроением.Отправлять голосовое сообщение значит не уважать собеседников.

Правило № 5: внимательно читать чат. Беда родителей в том, что они ленятся читать сообщения, которые были отправлены другими родителями, и задают по 10 раз (и это не преувеличение) одинаковые вопросы. Пожалуйста, перед тем как спросить что-то, как минимум отлистайте чат назад. Скорее всего, ваш вопрос уже прозвучал в переписке.

Правило № 6: не переходить на личности в общей переписке. Последнее дело — устраивать в родительском чате травлю и выяснять личные отношения. Известны случаи, когда родители обращались в прокуратуру после того, как не поладили с собеседниками в родительском чате. Пожалуйста, если у вас есть какие-то претензии к человеку или его ребенку, улаживайте конфликт в личной переписке или при личной встрече. Так вы не будете вмешивать в свои дела других родителей, а значит, у вас есть шанс быстрее разрешить возникший спор.

Правило №7: не сплетничать. То же относится к сплетням. Если вы хотите поговорить о каких – то проблемах только ради того, чтобы «почесать языком» (а не для того, чтобы, например, конструктивно решить возникшую проблему), то, пожалуйста, сделайте это в приватном чате. Потому что мало кому интересна пустая болтовня и «перемывание косточек». Участники прежде всего заходят в чат за информацией и возможностью конструктивного диалога.

С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

«У моего ребенка нет друзей»: что делать родителям детей дошкольного возраста…

Частый повод обращения родителей к психологу- «почему ребенок ни с кем не дружит?».

Друзья и дружба — важные аспекты социально-личностного развития ребенка. Представления детей о дружбе проходят ряд стадий.

На первой, характерной для детей 5–7 лет, друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще всего: соседи по дому, сверстники из группы детского сада, с которыми он вместе гуляет, делится игрушками, сладостями. В этот период дружеские связи неустойчивы и недолговечны, они легко возникают и легко прерываются. У ребенка еще нет постоянных друзей. Так, пятилетний ребенок на вопрос: «Кто твой друг?» отвечает: «Вчера я играл с Петей — он мой друг. А сегодня он не пришел в детский сад, наверно заболел. Теперь у меня друг Алеша, я с ним играю в конструктор».

В отечественной психологии исследования дружбы между детьми соотносят с младшим школьным и подростковым возрастом. Применительно к раннему и дошкольному возрасту проводились исследования развития общения и становления аффективных связей ребенка со сверстниками.

Какие проблемы в общении со сверстниками возникают
у детей 3-7 лет

Поводы для обращения к психологу родителей детей дошкольного возраста (3–7 лет):

ребенок не умеет играть со сверстником, постоянные ссоры из-за игрушек, обиды, не умеет учитывать мнение другого (3–4 года);

ребенок «зависит» от похвалы взрослого, не доволен тем, что хвалят сверстника, а не его, конкурирует с детьми (4–6 лет);

не умеет дружить («дружит то с одним, то с другим»), конфликтует с лучшим другом (6–7 лет).

Причины, из-за которых у детей дошкольного возраста могут быть проблемы в развитии общения со сверстниками:

  • ребенок 3–4 лет не умеет удовлетворять потребность в общении со сверстником — не стремится к эмоциональному взаимодействию, соучастию в забавах и самовыражении;
  • ребенок 4–6 лет не умеет вступать в ситуативно-деловое сотрудничество (распределять игровые роли и функции, учитывать действия и воздействия партнера, организовывать совместную деятельность), не может удовлетворить потребность в уважении и признании со стороны сверстника;
  • ребенок 6–7 лет не может общаться в ситуациях, не опосредованных предметами и действиями с ними, а также внеситуативно — на фоне игры или продуктивной деятельности.

Каковы нормативные особенности и формы общения дошкольников со сверстниками

Особенности общения детей 3–7 лет:

большое разнообразие коммуникативных действий;яркая эмоциональная насыщенность;нестандартность и оригинальность взаимодействия

В дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками — одна из главных. В обществе сверстников дети проявляют свою индивидуальность, самовыражаются.

Родители не всегда осведомлены о нормативных различиях общения ребенка со сверстником и взрослым. Часто они предъявляют претензии к своему ребенку по поводу слишком бурного проявления эмоций, кривляния, подражания «плохому поведению» сверстника. По их мнению, это свидетельствует о том, что ребенок не умеет общаться и дружить с другими детьми.

Нормативные особенности характерны для общения детей дошкольного возраста:

большое разнообразие коммуникативных действий, не свойственных для общения со взрослым — так, ребенок может навязывать свою волю сверстнику, спорить с ним, требовать, успокаивать в случае необходимости и т. д.;

яркая эмоциональная насыщенность — у дошкольника проявляется в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических выражений (по сравнению с общением со взрослым), которые отражают разнообразные эмоциональные состояния — от ярости до сочувствия и сопереживания;

нестандартность и оригинальность взаимодействия — в общении со взрослыми дети, как правило, придерживаются общепринятых норм поведения, при контакте со сверстниками используют разнообразные движения и действия (принимают странные позы, подражают и передразнивают друг друга, подпрыгивают, придумывают разные звукосочетания и т. п.).

Факторы способствующие возникновению избирательных предпочтений в дошкольном возрасте, с кем дети предпочитают играть, кого выбирают в друзья.

Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Содержание общения ребенка со сверстниками меняется на протяжении дошкольного возраста в зависимости от его формы.

В рамках эмоционально-практического общения это потребность в самовыражении, эмоциональном взаимодействии со сверстником. Ситуативно-деловой форме общения соответствует потребность в сотрудничестве с другим ребенком в игре и продуктивной деятельности. Для внеситуативно-деловой формы характерна потребность в признании и уважении сверстника сверстником. Она реализуется в рамках «чистого общения», в играх с правилами и совместной деятельности.

Формы общения ребенка со сверстниками на протяжении дошкольного периода:

3–4 года — эмоционально-практическое общение, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Дети хотят привлечь к себе внимание и вызвать эмоциональный отклик партнера, они создают общее настроение и начинают чувствовать взаимную общность. Эмоционально-практическое общение по своему содержанию и средствам ситуативно, зависит от конкретных условий. Привнесение в ситуацию общения новой игрушки вызывает у детей стремление завладеть ею, и взаимодействие разрушается.

4–6 лет — ситуативно-деловое общение. Это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Игра коллективная, дети хотят играть вместе, а не в одиночку. В игре они занимаются общим делом, им приходится согласовывать свои действия и учитывать инициативу партнера, чтобы достигнуть общего результата. В этом возрасте потребность в сотрудничестве — главная для общения детей.

Большую значимость приобретает потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Если партнер по игре не обращает внимания на ребенка, тот может выразить обиду или недовольство. Появляется конкуренция за похвалу взрослого, ребенок постоянно сравнивает, противопоставляет себя сверстнику, соревнуется с ним.

6–7 лет — внеситуативно-деловое общение. Увеличивается число внеситуативных контактов. Дошкольники могут рассказывать, чем они занимались, что нового увидели, делиться своими предпочтениями, давать оценки поступкам других людей.

Общение может выступать как «чистое общение» — не опосредованное предметами и действиями с ними. В то же время внеситуативное общение происходит и на фоне игры с правилами или продуктивной деятельности (подготовка к игре, обсуждение правил, хода игры, результатов).

Формируется личностное отношение к сверстнику, который становится предпочитаемым партнером по совместной деятельности. Это отношение выражается в том, что у детей проявляется бескорыстное желание помочь другу, сделать ему подарок, уступить в чем-либо.

Бескорыстное желание помочь ребенку, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия свидетельствуют о том, что сверстник начинает выступать для ребенка как самоценная личность.

В 6–7 лет между детьми возможны бурные ссоры, конфликты, обиды. Дружеские связи и предпочтения еще неустойчивы и недолговечны.

Какие условия необходимы для развития общения детей 3–7 лет

Родителям детей в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуем специально создавать условия для общения со сверстниками (на прогулке, дома, на даче и др.), побуждать интерес, формировать положительный образ другого ребенка, привлекать внимание к его качествам, способностям, умениям. Для этого можно организовывать с ребенком и его сверстниками совместные игры (сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические), обсуждать с ним способности, умения, успехи сверстников, положительно оценивать участие самого ребенка в игре и общении с другими детьми. Не следует ограничивать эмоциональное взаимодействие детей, естественный шум, инициативные действия, речевые проявления. Все это развивает творческую инициативу ребенка, позволяет ему получить положительные эмоции, удовольствие от общения, помогает установить контакты, подружиться.

Также рекомендуйте родителям организовывать игры с куклами (кукольный театр), где взрослый и ребенок от лица кукол будут разыгрывать различные ситуации, в которых нужно делиться игрушками (у мишки много игрушек, а у зайки ни одной); учитывать мнение другого (зайка хочет пойти гулять, а мишка — читать книжку). Задача ребенка — найти выход из затруднительной ситуации. Взрослый помогает в случае необходимости.

Родителям детей от 4 до 6 лет рекомендуем поощрять сюжетно-ролевые игры. Для этого они должны:

выделять время для свободной игры детей;

иметь соответствующие наборы игрушек;

выступать на начальном этапе игры организатором, а если необходимо — то партнером (например, сыграть роль бабушки, которая по условиям игры приехала в гости);

вовлекать в игру других детей;

помогать при распределении ролей, разработке сюжета, поиске предметов-заместителей и т. д.

В ходе игры родители могут научить ребенка учитывать желания и интересы партнера, разрешать конфликты, сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями сверстника. Например, в случае конфликта, когда дети не могут договориться о развитии сюжета, взрослый может предложить обсудить мнение каждого участника игры, найти компромисс, помочь учесть интересы каждого и продолжить игру.

Родители должны понимать, что конкуренция между детьми за похвалу взрослого — закономерность развития. Однако необходимо учить ребенка радоваться не только своим достижениям, но и видеть успехи другого. Например, в играх с правилами взрослый может показать ребенку положительный пример: проявлять радость, когда партнер получает дополнительный ход, и огорчение — при пропуске хода.

Родителям детей от 6 до 7 лет рекомендуем поощрять общение ребенка с предпочитаемым сверстником, которого он называет своим другом (приглашать на совместную прогулку, в кино, в гости и др.). Полезно обсудить, чем ему нравится его друг, что они вместе делают, в какие игры играют, в каких случаях ребенок сердится или обижается на своего друга. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях, чувствах, расширит представления о другом ребенке, положительных и отрицательных личностных качествах, межличностных отношениях.

Важно развивать у ребенка умение понимать эмоции и переживания другого, учить проявлять сочувствие, сопереживание человеку, который обижен или расстроен. Для этого при совместном чтении литературы, просмотре мультфильмов нужно обсуждать с ребенком чувства и переживания героев, причины их возникновения, возможности проявить сочувствие и помощь. Например, при просмотре мультфильма «Ну, погоди!» можно задать ребенку следующие вопросы:

Кто из персонажей добрый, кто — злой? В чем это проявляется?

Хочет ли волк на самом деле поймать зайца, как можно их подружить?

На примере приключений Незнайки и его друзей можно обсудить:

Почему Незнайка часто ссорится со своим лучшим другом Гвоздиком?

Что нужно сделать, чтобы они лучше понимали друг друга, не обижались, не конфликтовали?

Вне зависимости от возраста детей объясните родителям: важное условие развития позитивных отношений ребенка со сверстниками, установления дружеских связей с другими детьми — позитивные и гармоничные детско-родительские отношения.                                         С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

«У моего ребенка нет друзей»: что делать родителям детей раннего возраста…

Частый повод обращения родителей к психологу- «почему ребенок ни с кем не дружит?».

Друзья и дружба — важные аспекты социально-личностного развития ребенка. Представления детей о дружбе проходят ряд стадий.

На первой, характерной для детей 5–7 лет, друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще всего: соседи по дому, сверстники из группы детского сада, с которыми он вместе гуляет, делится игрушками, сладостями. В этот период дружеские связи неустойчивы и недолговечны, они легко возникают и легко прерываются. У ребенка еще нет постоянных друзей. Так, пятилетний ребенок на вопрос: «Кто твой друг?» отвечает: «Вчера я играл с Петей — он мой друг. А сегодня он не пришел в детский сад, наверно заболел. Теперь у меня друг Алеша, я с ним играю в конструктор».

В отечественной психологии исследования дружбы между детьми соотносят с младшим школьным и подростковым возрастом. Применительно к раннему и дошкольному возрасту проводились исследования развития общения и становления аффективных связей ребенка со сверстниками. Какие проблемы в общении у детей раннего возраста возникают и почему? Повод обращения к психологу у родителей детей раннего возраста, скорее, не дружба, а контакты и взаимодействие ребенка со сверстниками. Родителей беспокоит бесцеремонность в обращении ребенка с другими детьми. В связи с этим у них возникают вопросы: 1.Надо ли ограничивать контакты ребенка со сверстниками, пока он «не научится правильно себя вести»? 2.Нужны ли для развития ребенка контакты со сверстниками или можно ограничиться общением со взрослыми? (Ведь сверстник может обидеть, отнять игрушку, научить плохому. А общество взрослого для малыша безопаснее.) 3.Нужно ли вмешиваться в детские конфликты и учить ребенка отстаивать свои интересы?

Причины, из-за которых у ребенка могут быть проблемы во взаимодействии со сверстниками:

1. Родители выбрали неправильную стратегию воспитания — ограничили контакты ребенка с другими детьми, потому что:

считают общение со сверстниками неважным для психического развития ребенка;

боятся, что сверстник может причинить вред — обидит, отберет игрушку, ударит, «может заразить инфекцией».

Что надо делать родителям, чтобы развивать общение у детей раннего и младшего дошкольного возраста:

выстраивать правильную стратегию воспитания;знать и понимать, как контактируют дети в этом возрасте;создавать условия для развития социальной компетентности

2. Родители не понимают особенности развития общения со сверстниками в раннем возрасте. Наблюдая за общением малышей, которое происходит в форме эмоционально-практического взаимодействия, они думают, что «дети еще не умеют правильно общаться» — кричат, шумят, кривляются, вместо того чтобы «поговорить», спокойно поиграть вместе.

3. Родители не могут (не умеют) создать условия, чтобы развивать общение со сверстниками и социальную компетентность ребенка. Для современных родителей типично привести сына (дочь) на детскую площадку и предоставить его (ее) самому себе. Мама сидит на лавочке, уткнувшись в телефон, ребенок — «устанавливает отношения» со сверстниками, как умеет. При этом часто возникают конфликты из-за того, кто будет качаться на качелях, из-за игрушек, неумения выразить свои желания и учитывать интересы другого ребенка. Родители часто предпочитают не вмешиваться, ошибочно полагая, что «дети сами разберутся».

Общение со сверстниками — важная составляющая социально-личностного развития ребенка. Именно в раннем возрасте у него формируются потребность в общении с другими детьми и основы социальной компетентности. Общение со сверстниками открывает ребенку возможности для самовыражения, способствует развитию образа Я и другого человека. Ограничивая контакты со сверстниками, родители препятствуют полноценному психическому развитию ребенка.

Этапы становления общения ребенка со сверстниками:

Второй год жизни — дети проявляют друг к другу внимание и интерес, окрашенные положительными эмоциями. Контакты носят кратковременный и эпизодический характер, побуждаются потребностью ребенка в новых впечатлениях и функционировании.

Дети обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой: дергают друг друга за волосы, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если он мешает пройти. В конце второго года жизни появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои умения.

Третий год жизни — характерна чувствительность к отношению сверстника: ребенок ориентируется на выражение лица, эмоциональные и речевые проявления другого ребенка. Радуется вместе с ним или прекращает действия, если он выражает негативные эмоции или отказывается от общения.

На протяжении раннего возраста общение детей со сверсниками имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, которое строится на взаимном подражании. Его отличительные черты — непосредственность и раскованность. Присутствие сверстника важно и для игры ребенка. При этом дети играют «не вместе», а «рядом» друг с другом.

Взрослый должен быть в центре жизнедеятельности ребенка, социальной компетентности в межличностных отношениях ребенка со сверстниками: организует совместные игровые действия детей с предметами, создает условия для личностно-ориентированного общения.

Например, в процессе игр («Дочки-матери», «Больница» и т.д) с набором игрушек, которые соответствуют раннему возрасту:

привлекать внимание детей друг к другу;

называть их по имени;

отмечать достоинства и успехи — «Посмотрите дети, какой красивый домик Петя построил!», «Молодец, Маша! Куклу и мишку вкусной кашкой накормила!». При этом можно предложить детям повторить действия партнера, похвалить каждого ребенка за его успехи.

Общение со сверстником часто затруднено у детей, которые росли среди взрослых, не имели опыта контактов с другими детьми на протяжении раннего возраста

Необходимо научить детей выражать свои желания, просьбы, делиться игрушками, договариваться, соблюдать очередность. Например, ребенка двух-трех лет полезно учить выражать свои желания, просьбы с помощью слов, а не крика — «Если ты чего-то хочешь, скажи словами, покажи, а не кричи». Перед прогулкой — обсуждать, что он будет делать, если другой ребенок захочет поиграть его игрушкой. Подобную ситуацию мама может разыграть дома с ребенком или используя кукол — «Что делать, если зайчик и куколка хотят поиграть одной игрушкой?». Также можно «проигрывать» и другие спорные ситуации, например: «Зайчик хочет покачаться на качелях и мишка тоже. Что нужно сделать? Прогнать, подождать пока другой покачается, качаться вместе?» Таким образом ребенок научится договариваться, обмениваться игрушками, устанавливать очередность.

Существуютприемы, как организовать контакты между детьми и сформировать социальную компетентность. Например, в форме игрового тренинга предложите разыграть типичные ситуации контактов детей на игровой площадке, в песочнице, у качелей, на горке. Несколько родителей могут выступать в роли детей и создавать конфликтные ситуации. Задача остальных — найти приемлемые способы разрешения ситуаций с учетом возраста детей и роли взрослого, который задает образцы социального взаимодействия.

С уважением, педагог — психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ – ВОЛШЕБНОЕ ВРЕМЯ…

Рецепт интересных, ярких, незабываемых, с пользой проведенных каникул прост. Достаточно фантазии. Однако чаще всего родителям легче и беспроблемней включить своему чаду телевизор или усадить за компьютерную игру, нежели придумать нечто увлекательное, в чем могли бы поучаствовать все члены семьи. А ведь главное – только начать, была бы идея. А еще лучше – несколько…

Приближаются новогодние и рождественские праздники – замечательное время, когда семья собирается вместе. У многих эти дни расписаны буквально по минутам. Но бывает так: все мультфильмы просмотрены, коньки и лыжи надоели (а то и погода не располагает), компьютерные игры пройдены – родители не знают, чем занять ребенка. А тот, в свою очередь, ходит из угла в угол, упрашивая поиграть с ним или отвести в гости к друзьям. Что делать?

Предлагаем Вам несколько вариантов.

Развлечения для дома

Подготовка к встрече Нового года, без сомнения, время чудесное, незабываемое. А кто из детей не любит чудеса и сказки? Чтобы ребенок в полной мере ощутил приближение праздника, можно вместе с ним устроить дома мастерскую Деда Мороза, используя предложенные идеи.

Выращиваем елку

Понадобятся: вырезанные из цветной бумаги контуры ладоней всех членов семьи, картон (или лист ватмана – в зависимости от задуманного размера елки), клей, скотч. Из картона делаем конус, скрепляем скотчем и клеем. Низ конуса обрезаем, чтобы основание было ровным. Ладошки наклеиваем сверху, начиная с самых маленьких (детских). Вместо украшений на каждой ладошке предварительно можно написать пожелания.

Делаем иней

Неповторимую сказочную атмосферу в доме поможет создать иней. Как его сделать?

Понадобятся: еловые и сосновые веточки и шишки, пенопласт, терка, клей. Еловые и сосновые веточки и шишки опускаем в горячий насыщенный раствор соли на несколько часов, затем вынимаем и просушиваем. Натираем пенопласт, смазываем клеем полученные заготовки и посыпаем их крупинками пенопласта (это будет снег).

Совет: чтобы шишки раскрылись, можно подержать их над паром. Для того чтобы они, наоборот, не раскрылись в теплой комнате, обрызгиваем их лаком для волос.

Изготавливаем ледяное блюдо для Снегурочки

Изготовление этого новогоднего сюрприза позволит ребенку поучаствовать в сервировке праздничного стола.

Понадобятся: две стеклянные емкости разного диаметра; свежая клюква, смешанная с различными специями – звездочками аниса, бутонами гвоздичного дерева, палочками корицы, кусочками цитрусовых; скотч, блестки и… свободное место в морозильнике.

Ход работы:

1. Закрепляем стеклянную емкость меньшего размера внутри более крупной при помощи скотча, оставляя между ними промежуток около 2,5 см. Заполняем пространство между посудой ягодами и специями, заливаем питьевой водой.

2. Ставим всю конструкцию на несколько часов в морозильник (пока вода полностью не замерзнет). Чтобы отделить емкости от замерзшей ягодной массы, поливаем их несколько секунд теплой водой. Готовое ледяное блюдо вновь ставим в морозильник и держим там до тех пор, пока не придет время подавать его на стол.

Готовим «Мешочки с миндалем»

Детям очень понравится наполнять такие мешочки (попутно можно и полакомиться), но завязывание верхушек – дело кропотливое, поэтому без взрослых не обойтись.

Понадобятся: прозрачный целлофан, ножницы, скотч, засахаренный миндаль, лента из органзы.

Ход работы:

1. Из целлофана вырезаем квадратики со стороной 15 см.

2. Склеиваем две противоположные стороны квадрата. Заворачиваем и заклеиваем один из концов мешочка.

3. Наполняем мешочки засахаренным миндалем.

Совет: не стоит класть слишком много миндаля.

4. Завязываем каждый мешочек лентой из органзы.

Развлечения на свежем воздухе

Конечно же, основное зимнее развлечение – это катание на лыжах, санках и коньках. Но есть и другие, не менее интересные занятия.

«Замороженные пузырьки»

Если на улице -7 и больше, самое время показать ребенку еще чудо.

Понадобятся: мыльный раствор и трубочки для выдувания пузырей. Процесс рождения чуда очень прост – выдуваем мыльные пузыри не дома, а на улице. Дети, без сомнения, будут в восторге.

«Поиск сокровищ»

В такую игру можно играть в любое время года, однако в зависимости от возраста, зимой ее можно усложнять различными задачами. Например, шоколадку заворачиваем так, чтобы она не промокла, и прячем в снегу. Пусть дети попробуют найти свое сокровище, ориентируясь на подсказки взрослого «холодно – тепло – горячо».

«Снежные краски»

Для разнообразия снег можно сделать цветным. Для этого берем полстаканчика воды и добавляем пищевой краситель. Даем ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками – пусть он разбрызгивает их на снег или наполняет им стаканчики.

«Летние снежки»

Чтобы воспоминания о новогодних праздниках сохранились надолго – и не только в мыслях, – вместе с ребенком формируем круглые плотные снежки различного размера, упаковываем их в полиэтиленовые мешочки и кладем на дно морозильной камеры. В один из жарких летних дней, чтобы удивить друзей, родных и соседей, можно будет поиграть в снежки.

Зима, новогодние праздники – это не только сказочная пора года, но и прекрасная возможность развлечься вместе с детьми. А чтобы создать для них настоящие приключения, сотворить чудеса своими руками, нужно немного – всего лишь найти для этого время и подключить собственную фантазию. А самое главное, провести время с удовольствием сообща, все семьей…

С наступающими Новым годом и Рождеством!

С уважением, Кубешева Т.В., педагог — психолог

Уважаемые мамы и папы! Скоро наступят долгожданные новогодние каникулы. Время, когда появляется возможность собраться всей семьей и устроить совместный просмотр не только фильмов, но и мультфильмов. Да, да, именно мультфильмов! Поэтому мы приготовили для Вас несколько советов как правильно выбрать мультфильм.

Подборка наших советов поможет узнать родителям о требованиях к информации для детей, которые предъявляет законодательство (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»); маркировке мультфильмов знаками «0+», «6+», «12+».

Совет 1. Выбирайте реалистичных героев.

Обратите внимание на то, что внешний вид, голос героя должны быть естественными. В игре дошкольники используют атрибуты мультипликационных ролей (украшают одежду, изменяют прически, используют кукол — персонажей). Дети копируют героев и используют способы разрешения ситуаций, которые те демонстрируют.

Когда ребенок смотрит мультфильм, он сравнивает себя с героем и учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Если персонаж имеет неестественный вид, в сюжете должно быть объяснение этому.

Родителям следует выбирать героев с реалистичными характерами. Если у персонажа внешних черт больше внутренних, дети не запомнят героя и не будут подражать ему. Дети не могут сравнить себя с неестественными и гротескными героями. Если герои транслируют несвойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, у ребенка искажается гендерная идентичность.

Проанализируйте действия и речь героев: они должны быть понятны детям, темп речи должен быть медленным, с интонационными паузами. Если ситуации мультфильма не соответствуют реальной жизни детей, они не захотят подражать персонажам и не поймут происходящего. Непонятные детям моменты, которые встретились в мультфильме, нужно объяснить.

Совет 2. Защитите ребенка от агрессии.

Рекомендуем родителям избегать мультфильмов, которые побуждают к причинению вреда своему здоровью и самоубийству, а также насилию над людьми и животными. Согласно законодательству продукция с таким содержанием должна иметь маркировку «18+».

Родителям необходимо понимать, что через просмотр мультфильма ребенок усваивает модели поведения. Ребенок переносит на себя эмоциональное состояние героя. Если главный герой ведет себя агрессивно и наносит вред другим героям, дети копируют это поведение. Персонаж мультфильма для ребенка – образец, которому можно подражать. Ребенок учится жестокости, когда на экране персонаж издевается над немощными и старыми людьми, наносит вред животным и природе. Дети злятся и агрессивно ведут себя со сверстниками.

У дошкольника снижается инстинкт самосохранения, если он видит в мультфильме опасные примеры поведения. Копируя действия мультипликационного героя, он может нанести вред своему и чужому здоровью.

Совет 3. Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты.

Рекомендуем родителям оценить скорость предъявления видеоряда в мультфильме. После просмотра мультфильмов с высокой скоростью смены кадров и сильной динамикой дети гиперактивны, невнимательны, плохо запоминают информацию, не могут решать познавательные задачи. Посоветуйте выбирать мультики, где кадры сменяют друг друга плавно.

Яркие мультфильмы с контрастными неестественными цветами вызывают сильные переживания у детей, утомляют нервную систему. Советуем избегать мультфильмов с большим количеством спецэффектов. Дети эмоционально реагируют на них, после просмотра агрессивно ведут себя со сверстниками и не слушают взрослых. Также спецэффекты мешают детям понять смысл событий.

Несколько слов про важность сюжетных пауз. Когда в мультфильме нет сюжетных пауз, дошкольники не успевают осмыслить то, что происходит на экране. Если ребенок не понимает сюжет, он не усваивает нормы и образцы поведения, не может построить полноценную игру по мотивам мультфильма. Например, дети не используют сюжеты в свободной игре с игрушками-персонажами.

Рекомендуйте избегать многосерийных мультфильмов. Из-за большого количества серий ребенку трудно запомнить сюжет. Это мешает дошкольнику понять события, которые происходят на экране.

Совет 4. Воспитывайте мораль.

Важно использовать для детского просмотра мультфильмы, которые транслируют общепринятые моральные нормы. Ребенок учится понимать, что такое добро и зло, именно через сказки и мультфильмы. Поступки и убеждения героев дошкольники воспринимают некритично, как правильные и естественные. Если плохие герои остаются безнаказанными, ребенок не усваивает, что хорошо, а что плохо. Он пренебрегает запретами, не слушается взрослых.

Родители могут показывать детям мультфильмы, в которых присутствуют ненатуралистические сцены насилия, если в сюжете добро торжествует над злом, герои выражают сострадание к жертве или осуждают насилие. Такие мультфильмы имеют маркирвоку «0+».

Рекомендуем исключить мультфильмы, которые содержат нецензурную брань, а также вызывают желание употребить наркотики, табак и алкоголь. В сюжетах герои не должны оправдывать противоправное поведение, неуважение к родителям или другим членам семьи.

Современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе. Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребенком рабами мультфильма.

Желаю Вам и детям новогодних праздников, наполненных удовольствием попадания в мир детства, в который нас приводит мультипликация!

С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна!

3 года назад (отредактировано)
#

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

В настоящее время коронавирусная инфекция (COVID-19) стремительно распространяется по всему миру. Перед лицом этого общего вызова человечеству странам необходимо проявлять взаимную заботу и оказывать помощь. В дополнение к рекомендациям по защите от вируса мы хотели бы поделиться своими рекомендациями по охране психического здоровья детей во время вспышки коронавируса. Когда вспышка вируса доходит до уровня, представляющего угрозу жизни людей, появляются и нарастают страхи, волнение и паника. Механизмы психологической защиты у многих людей могут давать сбои, что причиняет дополнительный к эпидемии вред здоровью. Представленные рекомендации призваны поддержать позитивное психоэмоциональное состояние в условиях вынужденного карантина из-за коронавируса.

ИТАК:

Самое первое, что необходимо сделать – это составить четкий распорядок дня. Распорядок дня на карантине лучше расписывать буквально по часам. При этом очень важно учитывать мнение детей и их желания. Если родители все будут решать за детей, что они будут делать, можно столкнуться с детским отторжением, с агрессией, потому что наши дети, хоть и дети, но все – таки самостоятельности и индивидуальности они не лишены.

Уважаемые мамы и папы, Вам важно помнить о том, что сейчас ни при каких обстоятельствах нельзя вставать в позицию учителя и надсмотрщика. Задача родителей номер один… в текущей ситуации – это поддерживать физическое и психологическое здоровье детей.

Что касается распорядка всей недели можем рекомендовать необходимость включения в него пару дней, когда родители и дети смогут делать все, что захотят. Именно это сможет обеспечить заинтересованность всех членов семьи в совместном пребывании дома. При этом важно узнать у ребенка, чем он хочет заняться, и дать ему возможность самому попробовать распланировать свой день и при необходимости помочь ему с этим.

Второе, быть примером для своих детей.

Важно понимать, что мамы и папы – это пример для своих детей. И если сами родители не следуют этому плану на день или на неделю, то и дети не будут. Если ребенок школьник, то напомнить ему о домашнем задании можно на своем примере с работой. Например, папа показывает ребенку свой план: «Смотри, с 12.00 до 15.00 я буду работать за компьютером, а ты что будешь делать? У тебя же тоже есть какая-то работа в детском саду (школе). Можешь ли уделить этому время? Сколько тебе нужно? Час или три?».

По нашему мнению сейчас самое время давать ребенку подсказки и советы, если у него возникают трудности с домашней работой или он не может найти решение в какой-то ситуации. При этом общение должно проходить на равных, а не с позиций руководителя и подчиненного. Кстати, это будет хорошая возможность наладить неформальное общение с детьми, возможно, поделиться своим опытом, быть может, открыть для ребенка какие-то новые инструменты и способы получать знания, пути решения каких-то ситуаций, которые требуют внимания.

Третье, важно быть примером для своих детей и в соблюдения правил личной гигиены.

Рассказывать ребенку о мерах профилактики коронавируса сейчас особенно важно. Вместе с тем это хороший способ напомнить ребенку о правилах личной гигиены. Ведь не секрет, что некоторые дети не очень радостно относятся к тому, что родители заставляют их зубы чистить и еще что-то. А тут наглядный пример, что действительно сейчас ситуация такая, что это не просто так руки моют, а именно есть определенная цель для этого.

Четвертое, готовим вместе, чтобы сплотиться.

Поверьте, самый универсальный способ занять детей и наладить какой-то контакт – это совместное приготовление пищи. Родители могут научить ребенка готовить блюда или напитки так, как нравится им. Это позволит ребенку познакомиться с предпочтениями мам и пап, потому что некоторые родители очень скромные, скажем так, опекают своих детей и интересуются только тем, что нравится детям. Но некоторые дети даже не представляют, что может нравиться их родителям. Вместо обыкновенной совместной готовки предлагаем устраивать баттлы или состязания по приготовлению еды между детьми и родителями. Например, «Кто лучше яичницу приготовит?». Хотим отметить, что во всем этом процессе главная задача для родителей – поддерживать, хвалить и поощрять ребенка, даже если то, что он приготовил, получилось откровенно невкусным.

Пятое, звонить другим родителям и детям.

Для старших дошкольников и школьников очень важно поддерживать контакт со сверстниками. Поэтому… можно, допустим, заняться рисованием. Можно нарисовать какую-то картину для одногруппников или одноклассников. … а способов передачи изображений в современном мире предостаточно. И даже если вы потом не подарите это, то ребенок уже занимается этим.

Также предлагаем созваниваться и обмениваться информацией о своем распорядке дня с другими семьями. Обсуждать со своими сверстниками то, чем они занимаются. Возможно, это будет хорошая идея и для родителей, с которыми вы созвонитесь. То есть для некоторых это будет новая информация, что так можно это делать.

Мы уверены в том, что даже скучное слово «карантин»  можно превратить в интересное время! Желаем всем здоровья!

С уважением, педагог – психолог Кубешева Т.В.

Уважаемые мамы нашего детского сада!

В детском саду началась психологическая акция «Открытое письмо мамочке».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Психологические акции — это еще одна форма, наряду с родительскими собраниями, работы с родителями, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых, показывает реальные формы работы детского сада.

Эффективной формой работы, которая приносит в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы, является акция.

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Психологическая акция – это вид психологической работы в игровой форме. Название эта форма получила по аналогии с различными художественными акциями. Психологическая акция представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.

Основная цель проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата.

Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.

Акции создают в детском саду определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди — как близкие и интересные собеседники.

Процесс формирования детско – родительских отношений сложный и многогранный. Преобладающая часть родителей – непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция «Письмо маме» становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это только укрепляет отношения между ребенком и его мамой.
В преддверии праздника «День Матери» каждый ребенок старших и подготовительных к школе групп совместно с педагогом – психологом составляют письмо для своих мам. Это будет замечательная возможность для детей признаться своим мамам в любви. 

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через

игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.


Вам как его родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

 Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

 Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

 Вам как его родителям важно:

С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. 

Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

 Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.


В возрасте с 4 до 5 лет

ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. У него уже сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

У детей к 4 проявляется стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Уже начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.

Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

Речевые контакты становятся более длительными и активными.

Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.

Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице. Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателяактивно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Имеет представления:о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»).

Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»(например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. 

Кризис семи лет обозначает период рождения социального «я» ребенка. Переживания носят уже более осознанный характер, формируя устойчивые реакции на повторяющиеся ситуации. Ребенок начинает понимать и различать свои чувства и неизбежно встречается с противоречиями между ними: интерес и страх одновременно к новому человеку, невозможность выбрать между одной игрушкой и другой. Появляется конфликт желания и необходимости, когда уже есть ряд правил, которым он следует, и есть непреодолимые личные желания и интересы.

Возраст семи лет является переломным во всех смыслах этого слова. Меняются окружение, требования старших, стиль общения и способы преподнесения себя миру, а главное — самооценка и самоотношение.

В психологии кризис обозначает завершение одного этапа и переход на другой, качественно новый. И всегда что-то с этим этапом заканчивается, уступая место новому, обычно более сложному. Это период, который длится около года и знаменуется психическими изменениями, часто достаточно резкими.

Возраст семи лет — это этап смены ведущей деятельности (с игровой на учебную), который совпадает со сменой социального института — с детского сада на школу, где совсем другие правила, что часто вызывает растерянность. В первые полгода адаптации многие дети, как кажется на первый взгляд, начинают отставать, но на самом деле они просто адаптируются. Семь лет — обозначение относительное, кризис может начаться и в шесть, и в восемь. Это зависит от индивидуальных физических и личностных особенностей ребенка, социальной среды, окружения, семейной ситуации и т. д.

Рождение социального «я»

Кризис семи лет обозначает период рождения социального «я» ребенка. Он начинает воспринимать себя больше через призму окружающих, их мнение и поведение, а также, расширяя социальные связи, сам влияет на все большее количество людей вокруг. Он начинает отражать и отражаться в других, формируя свою личность, меняя структуру поведения. Начинается этап формирования уверенности в себе.

Переживания носят уже более осознанный характер, формируя устойчивые реакции на повторяющиеся ситуации. Ребенок начинает понимать и различать свои чувства и неизбежно встречается с противоречиями между ними: интерес и страх одновременно к новому человеку, невозможность выбрать между одной игрушкой и другой. Появляется конфликт желания и необходимости, когда уже есть ряд правил, которым он следует, и есть непреодолимые личные желания и интересы. С такими разными состояниями одному справляться пока сложно.

Взрослому здесь важно быть поддержкой, делиться своим опытом и своими чувствами. Рассказать о том, что сам иногда не может принять решение, и описать, что помогает все же это сделать. Озвучить свои настроения, связать их с событиями, описать ощущения.

Ребенку необходимо учиться встречаться со своей злостью, обидой, разочарованием и смущением, знать, что это нормально, уметь их выражать и проявлять безопасно для себя и окружающих. Дети тонко чувствуют настроения близких, не всегда умея дать им название. Родителям нужно быть честными по отношению к своим чадам, искренне говоря о том, что с ними происходит внутри. Иначе доверие к собственным чувствам у ребенка может пропасть. Взрослый для них — неоспоримый авторитет, и если мама и папа демонстрируют радость и счастье, а ребенок в этот момент чувствует грусть от них, то он скорее поверит родителям, чем себе. Тогда чувства, способность к эмпатии, только начинающие развиваться и осознаваться, серьезно блокируются, появляется недоверие к себе, неуверенность.

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы

Мы можем наблюдать, как меняются приоритеты, — то, что было значимо раньше, становится второстепенным. Внутренняя и внешняя жизнь дифференцируются, разделяются за счет усложнения эмоционально-мотивационной сферы. Появляется процесс оценки будущего поступка с точки зрения его результатов и последствий, установления причинно-следственных связей между событиями, действиями, словами. Получая наказания или чувствуя недовольство взрослого, ребенок может начать скрывать свои поступки, чувства и мысли. В его поведении появляются большая демонстративность и наигранность. Кривляния и манерность в период кризиса семи лет, так часто раздражающие взрослых, на самом деле говорят о естественном, нормальном и эффективном процессе прохождения этого возрастного этапа. Ребенок социализируется, делает попытки предъявить себя миру в разных ролях и образах, наблюдая за реакцией окружающих и формируя оптимальное на свой взгляд поведение. Детская непосредственность, характерная дошкольному возрасту, может на время уступить место адаптивному дитя.

Кривляния можно поддерживать, давая этому место и ограниченное время. Например, в игре, где нужно как можно больше подурачиться, сыграть роль кого-то другого, героя сказки или мультфильма. После таких игр хорошо бы выполнить упражнения, возвращающие в себя, успокаивающие и уравновешивающие.

Начало учебной деятельности

Возраст семи лет знаменуется и появлением учебной деятельности в жизни ребенка. Хорошо, если до поступления в школу у малыша была возможность посещать детский сад, развивающие занятия или любые другие кружки и секции, где он мог получить опыт общения с другими детьми, взаимодействия в группе, а также деятельности в рамках правил, с поставленными педагогами перед детьми задачами. Еще лучше, если этот опыт был разнообразным. Имеется в виду количество детей в группе, условия пребывания и виды деятельности. Важно, чтобы занятия в дошкольном возрасте были дозированы, большая часть дня должна быть выделена на свободную игру.

Несмотря на общительность ребенка и адаптированность к группам сверстников и образовательному процессу, сложности в привыкании к классу, школе, учителям и учебе в целом могут все равно возникнуть. И этого не нужно бояться, нормальный процесс адаптации к школе может продлиться порядка полугода. Во-первых, ребенок уже не получает стольких похвал за любое достижение, как было в дошкольном возрасте. Теперь, для того чтобы заслужить одобрение или похвалу, нужно действительно сильно потрудиться.

Часто бывает, что родители ждут мгновенных успехов и проявления лидерских способностей. Не наблюдая этого, они могут демонстрировать разочарование в своем чаде, делать попытки мотивировать на высокий результат и рейтинг среди одноклассников. Можно часто наблюдать появление соревновательного момента среди родителей, «толкающих» своих детей к цели. Их стремления создать ребенку установки быть лучшим, быть успешным, быть первым приводят к ограничению свободы выбора ребенка, исключению права на ошибку, множеству страхов не оправдать надежды мамы или папы и быть ими отвергнутым. Результат может быть разным. Родители либо получат отличника, впадающего в панику от любой четверки, а впоследствии и от любой «неудачи», либо ребенка, решившего никогда не быть первым и лучшим, не доводить что-либо до результата — наперекор родителям или из страха разочаровать.

Многие современные родители и педагоги придерживаются другой крайности — абсолютной свободы выбора и самопредъявления. С одной стороны, такая позиция (не ставить оценок в школе, не заставлять соревноваться, учить не давать сдачи) приводит к сильному снижению общей тревоги у всего поколения, базальной тревоги, личностной. Но с другой, это подрывает веками складывавшуюся в мире систему ценностей и волю (мотивацию) к развитию и стремлению быть лучше, чем вчера. Но мы раньше никогда не жили в таких социально-исторических условиях — поэтому, на наш взгляд, вообще нельзя сказать, какой подход правильный. Несомненно одно — следует избегать крайностей, позволять предъявлять себя миру открыто, заботиться о себе и своей безопасности и учиться эмпатии и бережности к окружающим. «Свобода махать руками заканчивается там, где начинается чужой нос» — в семь лет настает время это осознавать и применять на практике.

Поднимая вопрос мотивации к учебному процессу, нельзя забывать об эмоциональном аспекте. Положительные эмоции, получаемые в процессе обучения и возникающие в результате удовлетворения актуальных потребностей ребенка, формируют мотивы посещать школу, выполнять домашние задания, учиться.

Конфликт лояльности

При разногласиях взрослых в вопросах воспитания и помощи в обучении у ребенка может возникнуть конфликт лояльности, приводящий к игнорированию школы, индифферентному к ней отношению. Например, мама не довольна, как бабушка делает уроки с сыном, а бабушка доказывает свою правоту. Ребенок встает перед выбором — выбрать маму и учиться плохо или выбрать бабушку и учиться хорошо, доказав ее положительное влияние на процесс подготовки. Чтобы не выбирать, сын может заболеть и не ходить в школу совсем. Или же в семье возникнут обстоятельства, мешающие ему ходить в школу. Важно не вмешивать детей в разногласия между взрослыми и прояснять их при появлении. Вытесненный и не разобранный вовремя семейный конфликт неизбежно проявится через младших членов семьи.

Освоение азов тайм-менеджмента

Важным фактором успешной адаптации к учебному процессу служит распорядок дня. Режим нужно менять для того, чтобы ребенок успевал набираться сил и отдыхать перед следующим напряженным учебным днем. Нагрузка в первом классе уже достаточно серьезная для неокрепшего организма, не говоря о том, что в настоящее время к поступлению в школу ребенок уже должен быть хорошо подготовлен и развит. Навыки тайм-менеджмента необходимо осваивать, начиная с семи лет.

Вместе с родителями и педагогами важно учиться выделять главное и второстепенное в домашних заданиях, сложное и легкое. Если ребенку сначала дать легкое задание, в котором он преуспеет и увидит результат, он с большим энтузиазмом примется за более сложное. Большие задания можно делить на этапы и выполнять их чередуя с отдыхом или другими по виду и типу упражнениями. Например, нужно написать несколько строчек значков, крючков или букв, а ребенку это дается сложно, он делает это долго, явно утомляясь от сидения на одном месте. Можно предложить ему после каждой строчки вставать и разминаться или попросить руками и телом изобразить этот крючок, найти предметы в окне, на него похожие, и т. д. Главное, чтобы произошла смена позы, фокуса внимания и каналов восприятия окружающего мира (вместо зрительного, например, можно предложить слуховой или обонятельный).

При увеличении нагрузки на умственную деятельность важно уделять внимание и физической активности. Хорошо, если в расписании появится спортивная секция, если, конечно, она еще не появилась в дошкольном возрасте.

Владение информацией, как вести себя в сложной школьной ситуации

Важно давать информацию ребенку о том, как ему стоит повести себя в сложной ситуации в школе. Зная о его физиологических или личностных особенностях, постарайтесь озвучить возможные действия в моменты, которые могут вызвать страх, стыд, дискомфорт. Например, если у ребенка энкопрез (неспособность контролировать акт дефекации), он должен знать, как осуществить гигиенические процедуры, куда убрать грязное белье и где взять чистое. Как ни странно, родители часто упускают такие моменты из виду.

В школе (и детском саду) могут возникнуть сложности с установлением контакта и, как следствие, конфликты со сверстниками. Наблюдая за поведением ребенка, задавая открытые вопросы о том, что его обрадовало или огорчило за день (и другие подобные), можно прояснить с какими проблемами он сталкивается. Проигрывание сюжетов с различными вариантами реакции даст ребенку большую устойчивость при повторении конфликта. В этой ситуации важно иметь возможность освоить разные позиции участников истории, меняясь ролями.

В семь лет дети еще воспринимают сказки. История о сказочном персонаже, который преодолел ту же проблему, что и ребенок, поможет получить новый опыт, которого в реальной жизни еще не было. Для этого можно придумать героя с некоторыми похожими на ребенка чертами или со схожей ситуацией, описать его чувства и переживания и то, как он справился с опасностью и получил приз в виде радости, друга, долгожданной встречи и т. п.

Совпадение кризисов членов семьи

Нужно заметить, что кризис семи лет может совпасть с родительским кризисом 30 лет, связанным также с пересмотром своих ценностей и целей, самоопределением. Семье в этот период приходится не просто: меняется мировоззрение сразу у двух поколений, происходят функциональные изменения. Иногда добавляется и кризис пожилого возраста у бабушки и дедушки. Тогда родителям приходится брать на себя заботу и о старшем поколении — уход и материальное обеспечение. Взрослому не просто встречаться со своими нахлынувшими мыслями и чувствами, поэтому поддерживать ребенка в такой ситуации может оказаться трудно.

Даже, если кризисы не совпали, детский семилетний рубеж знаменует смену стадии семейного развития. У каждого члена семьи появляются новые обязанности, реформируется распорядок дня, взрослым тоже приходится расширять сферу общения, находить общий язык с учителями и другими родителями.

Со стороны педагогов необходимо информирование родителей о процессах, происходящих с ребенком и его семьей в кризисный период, для предотвращения осложнений на этом этапе возрастного развития. 

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

В этом возрасте ребенок должен иметь:

представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения.

Воображение — высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого.

Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.

Особенность детей данного возраста — это интерес к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

РЕЗЮМЕ: ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.

В этом возрасте Ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен. 

В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.

О также желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье» как защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.

4 года назад (отредактировано)
#

Уважаемые родители!

Хочу напомнить: если у Вас возникнут предложения, вопросы при выполнении дистанционных заданий, Вы можете воспользоваться моим электронным адресом:

kubesheva@yandex.ru

 Прошу все работы детей можно отправить также на этот же электронный адрес.

С уважением, Татьяна Владимировна, педагог — психолог.

4 года назад (отредактировано)
#

Добрый день, наши ребята и их мамы и папы!

Тема  недели «Моя семья» и я уверенна, что вы, ребят,  не только хорошие помощники своим родителям, но и отличные собеседники.

Предлагаю Вам несколько занятий по веселому этикету. Для ребят средних и старших групп это будет продолжением наших занятий по воспитанию умения правильно общаться, чтобы всегда понимали. А для ребят пока еще вторых младших групп это будет открытие мира общения через поэзию.

Предлагаем Вам специально подобранные стихи для детей на тему этикет: знакомство, идем в гости, приятного аппетита, извинение, волшебные слова, разговор по телефону, прощание. Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в тоже время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек, чтобы с ним хотели окружающие его люди общаться.

Ссылка: http://adalin.mospsy.ru/index.shtml (раздел «Веселый этикет»)

С уважением, Татьяна Владимировна, педагог — психолог.

Уважаемые родители воспитанников групп № 2,3,6,8, 9, 12!

Предлагаю Вам выполнить вместе с детьми творческое задание: фотоколлаж «Самый счастливый день»». Он также будет необходим при проведении цикла занятий «Мои эмоции». Оформление  необходимо сохранить в электронном виде. К сожалению формат не разрешает выставить в качестве образца пример оформления, поэтому оправляю образец выполнения Вам в группы (Вайбер, Ватсап). Однако вариации оформления могут быть самые различные. 

Удачи! С уважением Татьяна Владимировна, педагог — психолог.