Рейтинг: 2
Создана: 4 года назад
Владелец: Администратор

Блог учителя-логопеда

Основная информация

Стена группы

Загрузка...
1 день назад (отредактировано)
#

Возрастные особенности речевого развития детей 6 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Все компоненты речи – словарный запас, грамматический строй, произношение, связная речь – выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

  • СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.

Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.

  • ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

  • ФОНЕТИКА – ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Характеристика речи детей 5-6 лет

Изображение

Начиная с пяти лет дети переходят в старший до­школьный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ре­бенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возра­сте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поли­вают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гос­тях, которые приходили к ним на праздник.

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произ­носить все звуки в составе слов и предложений.

Внимание родителям! Срочно обращай­тесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину непра­вильного звукопроизношения и составили программу исправления нару­шенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тем­бре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным мате­риалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелате­лен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряш­ливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедлен­ный, создающий трудности в общении.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом неза­конченные интонации смысловых отрезков распространенного предло­жения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и слож­носочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интона­ций шесть: интонация перечисления; интонация противопоставления; интонация звательности; интонация предупреждения, или интонация двоеточия; интонация вводности; интонация обособления.

Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

После пяти лет у большинства детей начинает форми­роваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Рань­ше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошколь­никам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребен­ка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспри­нимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По дан­ным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового ана­лиза нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец сло­ва, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное ме­сто звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет сло­варный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматическо­го строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключе­ния из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставать­ся ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, каранда­ши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: сме­шиваются близкие по значению морфемы, например, вошел — зашел, пришел — подошел.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.

Выделяют две формы речи — ситуативную и контекстную. «Ситуа­тивная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых фор­мах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации. Контекстная речь характеризу­ется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета той или иной ситуации».

К концу дошкольного возраста обе эти формы сосуществуют. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Ученые (А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская) отмеча­ют огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста.

Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо.

Сообщения о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Описание имеет лучевую структуру: части текста могут переставляться.

Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Данный тип текста имеет линейную структуру.

Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отно­шениях, называется рассуждением. В структуре данного текста выде­ляется тезис и доказательства данного тезиса.

Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет.

Что такое логопедическое обследование 

Изображение

Традиционно, в сентябре, с детьми речевой группы проводится логопедическое обследование на начало учебного года.
Родители часто интересуются тем, насколько необходимо логопедическое обследование (диагностика), и что вообще оно собой представляет.
Необходимость диагностирования состоит в следующем:
— важно выстроить индивидуальный коррекционный маршрут, то есть наметить путь дальнейшей работы;
— определить уровень речевого развития ребенка, то есть понять соответствует ли речевое развитие возрастным нормам;
— дать рекомендации родителям.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, логопед подбирает, учитывая возраст ребенка. Во время беседы логопед старается установить контакт с ребенком, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление о речевом развитии ребенка.
Другим приемом обследования является наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ребенку различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все компоненты речи, импрессивную и экспрессивную ее стороны.

В игровой форме уточняется:
— уровень понимания речи. Понимает ли ребенок простые, сложные инструкции;
— активный словарь ребенка (те слова, которыми ребенок пользуется в собственной речи);
— грамматический строй (правильно ли ребенок образовывает слова и согласовывает их в предложении);
— звукопроизношение (как ребенок произносит звуки, не пропускает, не заменяет ли на другие);
— фонематическое восприятие (достаточно ли четко ребенок различает звуки похожие между собой);

Также в ходе обследования выявляются особенности памяти, внимания, мышления ребенка.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок: названия различных обиходных предметов; обобщающие понятия; как ребенок понимает и выполняет инструкции и т.д.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед обследует: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение и т.д.
Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т.д. Обследуя словарь, следует обратить внимание на степень овладения ребенком слоговой структурой слова.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, развёрнутые), особое внимание обращается на правильное согласование, правильность употребления предлогов. Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа существительных, глаголов.
Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку выполнить упражнения артикуляционной гимнастики, при этом отмечается плавность и точность движения, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук пропускается, заменяется другим звуком или искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но в речи путает их, следует проверить фонематический слух.

Немаловажное значение для логопедической диагностики имеет сбор анамнеза — сведений из истории развития ребёнка. Для этого необходима встреча педагога с родителями. В беседе с родителями уточняются анамнестические данные. Это необходимо для того, чтобы понимать возможные причины нарушений. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развития ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка. Поэтому оно может показать, потребуется ли помощь других специалистов для решения поведенческих и психологических проблем и нужно ли прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы.

После логопедического обследования ребёнка, родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у ребенка, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи у ребёнка и возможностях их преодоления.

Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те занятия, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если связь односторонняя и родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике, выполняя домашние задания и все рекомендации логопеда, а также не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.

21 день назад (отредактировано)
#

Речевые игры в летний период

Изображение

Лето — самая интересная пора, как для взрослых, так и для детей. Родители имеют возможность больше времени проводить с детьми. Самое удобное время, чтобы закрепить, полученные речевые навыки.

А как все это лучше выполнить? Конечно, играя! 

Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Если задание кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры, которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый — … дом, помидор. Зимняя — … одежда, рыбалка. Домашнее — … печенье, задание.

3. Скороговорки — языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тани.

4.«Общие слова».

Ребенок должен назвать фрукты …, мебель …, птиц …, овощи …, одежду …

Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен – это деревья.

5.«Четвёртый лишний».

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Ваза — роза — нарцисс — гвоздика.

6. «Посчитай». Считаем все, что можно посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока … пять красных яблок и т.д.

7. «Скажи наоборот». Взрослый называет какое — либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех — …, лето — …, день — …, холод — …, север — … и т.п.

Глаголы: пришёл — …, нырнул — …

Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко — …

8. «Подбери слово» Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

9. «Большой — маленький». Ребенку предлагается назвать ласково, Ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детенышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

10. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). 

Загадывайте детям описательные загадки: это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. 

Кого в лесу больше: елок или деревьев?

13. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …

14.«Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

28 дней назад (отредактировано)
#

Летом отдыхаем, в мяч играем и речь развиваем.

Изображение

Прогулка — очень удачное место для игр с мячом. Мяч помогает разнообразить прогулку, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, с помощью мяча можно организовать игры, направленные на развитие речи детей.

Развитие фонематических представлений: 

Игра «Звуковая цепочка». 

Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового. Такие игры отлично обогащают словарный запас.

В игре «Лишнее слово» (ком-ком-кот-ком) – ребенок из 4 слов выбирает лишнее.

Игра «Гусеница» учит подбирать слова на заданный звук или слог.

«Мяч поймай –звуки в слове поменяй.». Например, У поменяй на О: сук-сок, бак-бок.

«Мяч поймай – 1 звук в слове называй». –Взрослый называет слово, ребѐнок выделяет 1 звук.

Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры:

«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова чѐтко называй», «Мяч лови – чистоговорки произноси».

«Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.

В игре «Слог да слог — и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры «Назови детѐныша животного, птицы», «Назови ласково».

Игра "Скажи наоборот" учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребѐнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

«Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей.

Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)

Игровая ситуация «Скажикакой, какая, какое?» — активизирует словарь признаков.

Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.

Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» — учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребѐнок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.

В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.