Консультация «Преодоление водобоязни»
По мнению Р.А. Дмитриева (1985), тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формулой страха. Относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору (А. В. Козлов, 1986). Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения являются освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – полностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться (Н. Ж. Булгакова, 1999).
Хотя страх перед водой испытывает не более 2-3 % детей (Г. Левин, 1974) или 5 % детей – по данным многолетних наблюдений В.С. Васильева (1989), эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию и требует определенных знаний и умений от тренера.
Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой, от безысходности в надежде самому когда-либо научиться плавать.
В этой связи водобоязнь прежде всего отражает неспособность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание.
Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других – умеющих плавать.
Исторический диапазон водобоязни очень широк – от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы до таких распространённых признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, это неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию и даже боязнь самой водобоязни.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим иокончившейся смертью человека.
Основные причины возникновения водобоязни у детей:
страх смерти как результата утопления;ужас неведомого и невиданного;генетически наследственные реакции на прошлые утопления;личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте.
С проблемой водобоязни человек справляется самостоятельно, но необходимо последующие обучение плаванию с помощью опытного специалиста.
Искусство педагога заключается в практическом и оперативном выделении этих «чужих» несчастий ученика, отделении от них, в выборе индивидуальных средств и методов обучения.
Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримостью водного пространства, неизвестная глубина, «высокое небо», множество купающихся.
Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер (В.С. Васильев, 1989).
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой.
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжать в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравилась ребенку.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»).
4. Следующий шаг – открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение – нужно привыкнуть к тому. Предложите ребенку на вдохе открывать глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
5. Дыхание – важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание –«Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук –у. это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
8. На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддерживайте ему затылок рукой.
9. Дома можно научить ребенка ритмично работать руками ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямыми, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв горизонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.
10. Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы – пример для ребенка. Сначала выполняйте упражнение вы, а затем, после слов: Делай как я», — ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.
Все эти советы – лишь часть мер для того, чтобы избежать возникновения неожиданного испуга и чувства страха.