Игры на узнавание звука в слове
«Хлопай».
Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш»). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок хлопает в ладоши (поднимает зеленую карточку), если нет – не хлопает (поднимает красную карточку).
«Кто больше».
а) Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие).
Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
б) Назвать окружающие предметы с заданным звуком.
в) Вспомнить названия любых предметов или картинок с заданным звуком.
«Придумай больше».
Взрослый называет какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Можно играть с мячом.
«Звенит – жужжит».
Взрослый придумывает слова со звуками «З» и «Ж». Если в слове есть «З», ребенок говорит: «Звенит». Если звук «Ж»: «Жужжит». Слова можно придумывать по очереди.
«Цепочки слов».
Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аисТ – ТарелкА – АрбуЗ – Зонт.
«Поймай рыбку».
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого лото надевают скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяет наличие или отсутствие в ней звука, выбранного заранее. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Например, в слове «сова» «С» слышится в начале слова, в слове «носок» – в середине, а в слове «лес» — в конце.
«Кто внимательный?».
Взрослый называет или показывает и называет картинки. Ребенок внимательно слушает и отгадывает, какой звук встречается во всех названных словах.
Например: коЗа, Заяц, медуЗа, роЗа, неЗабудка, стрекоЗа общий звук «З».
Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
«Звук потерялся».
…ыба, …от, …ым, …кно, …аяц.
«Отгадай слово».
Взрослый предлагает ребенку угадать слово и найти соответствующую картинку. Слово произносится не слитно, а по одному звуку. Например: Ж… У… К
Далее игру можно усложнить. Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).
Д.О.М, К.О.Т, У.Т.К.А, С.Т.О.Л, В.А.З.А, С.Ы.Н.
«На какой звук оканчиваются слова?»
Сыр, шар, самовар, пожар, катер.
«На какой звук начинаются слова?».
Майка, молоко, мандарин, мука, муха.