Как общаться с ребенком провокатором…?
Справиться с детскими провокациями часто не могут педагоги и даже родители, которые хорошо знают своего ребенка. Одинаковые и согласованные реакции взрослых на провокационное поведение дошкольника в детском саду и дома помогут решить эту проблему.
Что нужно знать родителям о детских провокациях:
Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения.
Провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.
Ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает.
Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым. Поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.
Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает вести себя агрессивно там, где чувствует себя неуютно.
Эффективное средство скорректировать провокационное поведение ребенка – разобраться в функциях и выгоде, которую преследует ребенок, и научиться не реагировать на провокации импульсивно.
Отследите признаки провокационного поведения у ребенка:
Для этого есть несколько критериев или признаков. Если эти признаки взрослые наблюдает в поведении ребенка изо дня в день и в определенных ситуациях – перед нами ребенок-провокатор.
Ребенок совершает действия в социуме. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.
Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.
Действия ребенка имеют оттенок неспонтанности, неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает игрушки по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.
Поведение ребенка-провокатора отличается по интенсивности и содержанию от типичного, нормативного, привычного поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, стучит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.
Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.
Необходимо определить, какие функции выполняют детские провокации.
Провокационное поведение наблюдается в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет). Дети раннего, дошкольного возраста чаще провоцируют самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то она вызвана какими-то его действиями.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое. Психологи выделяют несколько психологических функций провокационного поведения у детей.
Заменяет расспросы. Ребенок пытается определить, что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание). Это проверка того, пойдет ли провоцируемый взрослый или ребенок в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя.
Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, который постоянно нарушает запреты, может стать для педагога поводом, чтобы «законно» не объяснять новый материал и отвести душу в бесполезной схватке. В семье истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы взрослые изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе определенного у него опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего).
Действуйте последовательно в ответ на провокации ребенка.
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, взрослым следует придерживаться четкого алгоритма. Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности).
Затем определите функции провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе.
Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания. На основании этой информации вам проще будет выбрать модель своего поведения. Поможет в этом памятка «Альтернативные варианты поведения в ситуации детских провокаций»:
1.Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость (провокацию).
2.Правило «ты – мне, я – тебе». Используйте правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, то нужно мне».
3.Краткость речи. Коротко, немногословно, однозначно высказывайтесь о своих реальных чувствах («сержусь», «смешно, но мне надо работать»). Не давайте сценарию развиваться привычным образом, не вступайте в переругивание.
4.Без вопросов. Не задавайте риторических вопросов («Ты что самый умный?»)- они делают диалог бессмысленным.
В особых случаях, когда без помощи специалиста не обойтись, приглашайте на консультацию педагога-психолога. Он сможет предложить родителям альтернативные варианты, как реагировать на провокации ребенка. Например, соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать вопросы: «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?»; понятно и коротко сообщать ребенку о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала».