Рекомендации учителя-логопеда на лето для родителей
Уважаемые родители! Поздравляю Вас с окончанием учебного года! Ваши дети за это время в детском саду многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении. Лето — самое благоприятное время для совместного отдыха, поэтому не упустите возможность больше общаться со своим ребенком. Словарный запас ребенка формируется не только на речевых занятиях, а в процессе ежедневного общения со своими близкими. К сожалению, даже в подготовительной группе встречаются дети, которые не знают или забывают названия предметов окружающего быта. Складывается ощущение, что с такими детьми совсем не разговаривают родители.
Не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает эмоциональное напряжения и можно расслабиться. Но это не означает, что развитие ребёнка останавливается. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. Некоторые дети, которые выпущены в школу, нуждаются в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, фонематического анализа и синтеза, навыков чтения, письма.
Каждая семья предпочитает отдыхать по-разному. Давайте, подумаем, как использовать различные виды отдыха для полноценного развития ваших детей.
Чаще всего детей везут на море. Самолёт, поезд, яхта– неважно.
— Можно поговорить о транспорте и кто на нём работает. Рассмотрите части самолёта, выучите их названия, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов, закрепите не только количественный счет, но и порядковый (первый, второй… десятый).
— Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» /какая?/ тёплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д;
«море» /какое?/ синее, теплое, красивое;
«камушки» /какие?/ мелкие, крупные, мокрые;
«песок» /какой?/ сухой, влажный, жёлтый.
— Камушки на пляже различайте по форме. Ваш ребёнок недостаточно хорошо запомнил буквы — пишите их на песке пальцем, выкладывайте их из камешков. Пишите на песке слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку. Камушками обозначьте гласные. Спросите — какой гласный слышится сильнее /ударение/. Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение.
— Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребёнка. Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. Дайте ребёнку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он оречевляет свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живёт?», «Как его зовут?» /с именем можно пофантазировать/, «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если ребёнок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.
Вы повезли отдыхать ребёнка в деревню. Замечательно. Можно вспомнить всё, о чём он узнал в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт.
А уж там его можно набраться сполна.
— В огороде — что только не растёт. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветёт и даёт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания, составьте с ребёнком описательный рассказ.
— В саду фрукты. Расскажите ребёнку побольше о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ.
— Цветы. Дети очень мало знают названий цветов, растений и деревьев. Показывайте и называйте ребенку, что растет вокруг.
— Домашние животные, хоть какие то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребёнок их детёнышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребёнку составить рассказ. Закрепите образование прилагательных от существительных /молочные, мясные/, согласование числительных 2 и 5 с существительными /две коровы, пять коров/, глаголы в игре «Кто как голос подаёт» / Мычит, ржёт, блеет/.
— Если повезёт, в деревне могут держать уток, гусей, кур, индюков. Расскажите ребёнку всё об этих домашних птицах.
— Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.
— Если вы с ребёнком пошли на речку купаться – ему там раздолье. На рыбалку собрались – ребёнок узнает много новых слов. Научите ребёнка последовательно излагать произошедшие события.
— В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды. Из листьев сделайте гербарий. Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных.
Можно закреплять различные грамматические формы. Собираете ягоды – не забудьте спросить, какой сок, варенье получится из черники, брусники и т. д.
— Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребёнку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.
— Наблюдайте за различными явлениями природы и описывайте их словами /гроза, радуга, закат и т. д. / Повторите части суток и времена года.
Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребёнку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.
— Читайте ребёнку книги. Если он читает сам – пусть ещё и пересказывает /небольшие рассказы, сказки/.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом.
И самый настоятельный совет:
Ваши дети посещали логопедические занятия. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи!!! Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, повторяйте стишки и скороговорки. Папка с речевым материалом за весь учебный год Вам в помощь! Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно.