ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Как часто МЫ делаем за ребенка работу, которую он в состоянии выполнить сам? ЧАСТО!!! Особенно в раннем возрасте. А почему??? МЫ боимся опоздать куда-либо! МЫ боимся, что ребенок сломает, порвет, разрисует стены, в конце концов сам покалечится. И еще найдется множество причин этого почему.
Но ведь именно с раннего возраста необходимо приучать ребенка к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи своим родным. Если постоянно отталкивать малыша, искать какие то причины для того что бы не давать ему выполнять какую-то помощь, или постоянно помогать в самообслуживании. Ребенок обленится и будет считать должным, что все за него делает взрослый!
Что бы малыш захотел трудиться, необходимо сформировать положительное отношение к труду.
Какие методы и приемы мы используем в своей работе для того что бы привлечь детей к труду. Конечно почти все методы традиционные, но действенные.
Так с чего же начинается формирование положительного отношения к труду, несомненно с положительного отношения к себе любимому, а точнее с самообслуживания.
Самообслуживание — формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
Одевание и раздевание более сложный процесс, который требует огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Для этого мы используем алгоритмы, по которым дети могут самостоятельно определить, что зачем одевается. Если ребенок оделся вперед остальных обязательно нужно его похвалить, и поощрять попытки детей помогать друг другу. Но если ребенок отказывается в помощи другому, не надо заставлять его, ведь тогда он будет воспринимать это как наказание и стремление одеваться пропадет.
Обучая детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.
Наблюдения за трудом взрослых и близких людей. Дети наблюдая вливаются в процесс и начинают с удовольствием выполнять поручения.
Например, сервировка стола к обеду.
Одно из самых не любимых занятий детьми это, конечно, приборка игрушек в группе. Но надо сделать так, что бы дети думали что игра продолжается устроить соревнование кто больше поставит игрушек на свои места; или придумать сказку про уставшие игрушки; можно использовать прием «вместе» где воспитатель берет руками ребенка и вместе несут на место; ребята очень любят убирать игрушки под музыку, ка бы не убирая игрушки, а кружа в танце посадить на место; использовать те же ролевые игры назначить полицейских и провести расследование почему игрушки не на местах).
Труд в природе – активное, посильное участие детей по уходу за комнатными растениями, уборка участка и многое другое.
Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.