Наши первые рисунки.
В дошкольном возрасте наряду с игрой наиболее интенсивно формируются изобразительные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Рисование для детей один из самых любимых видов деятельности. Чем меньше ребенок, тем его больше привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности.
Начиная обучение рисованию, мы познакомили ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи.
«Вот, как нарисовал», — говорим мы, взрослые, ребёнку, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки.
Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), ребёнок наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не всегда может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет. Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми.
Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот сейчас наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии детей: они начинают соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легко, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время.
В этом возрасте очень важно показать детям, насколько разнообразны мир и возможности его изображения. Научить детей изобразительным приемам, которые они потом могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка.